Вéста — дочь Сатурна и богини Опс, латиняне поклонялись ей как богине домашнего очага и чистоты семейной жизни. Храм ей находился на южной части римского форума. (34).

Вестáлка — должность жрицы Весты, их было в храме для Весты шесть во главе с понтифекс максимус, они были связаны обетом безбрачия, обязаны были поддерживать в храме неугасимый огонь, который возобновлялся ежегодно 1 марта. (25)

Византúя — Восточно-римская, Византийская империя со столицей в Константинóполе с 330 года изначально. Этот город с 660 года до новой эры назывался Византием. Но официально Константинополь превратился во Второй Рим со смерти Феодóссия, императора Рима с 395 года, став столицей страны. Основные этапы развития: с 395 по 476 год — первый этап, с 476 по 555 год после падения Рима и присоединения бывшей столицы империи к Византии — этап государственного становления, с 555 по 634 (гóда захвата арабами Сирии) — великий (после завое­ва­ния Юстиниáном всего северного средиземноморского побережья Африки, востока Испании, Италии и юга Фран­ции) средиземноморский период, с 634 по 720 — тёмный средневекóвый период, с 720 года по 842 — иконоборческая эпоха, с 842 по 1071 год — анатолийский период до первых весомых потерь территории всей современной Турции под натиском полчищ турок-сельджýков, с 1071 по 1204 год — время крестовых походов и Раннего Византийского Возрождения, с 1204 по 1453 после сдачи Константинополя войскам крестоносцев, действовавшим по указу римского папы Иннокéнтия Третьего — Поздневизантийское Возрождение, упадок и смерть от турок-османов и переименование Константинополя в турецкий город Стамбýл. (18, 29, 30, 31, 32, 69, 70, 75)

Виттóрия Колóнна — итальянская поэтесса XVI века, с ней Микеланджело Буонарроти связывала любовь и духовная близость, с 1537 года по 1547, на седьмом десятке лет его жизненных поисков. Ей посвящаются многие его философские сонеты. (69)

Владислáв Листьев — тележурналист ОРТ конца ХХ века, убит у себя в подъезде 7 марта 1995 года мафиозными структурами России. Автор ряда популярных передач: «Взгляд», «Тема», «Поле чудес», «Час-пик»; борец с рекламными роликами. (79)

Второй триумвирáт после убийства Цéзаря и побед его сторонников на форуме и в сенате, при поспешном бегстве республиканцев: Брýта, Цицерóна и прочих, волей черни и ничтожной части аристократии, уже второй раз провозглашается диктатура трёх личностей, приближённых людей поверженного императора: Антóния и Лепида, а с ними по завещанию восемнадцатилетнего наследника Октавиáна, будущего Августа. Период правления и существования Второго триумвирата официально — годы с 43 по 31 до н.э. (34, 35)

Гай Юлий Цéзарь (100-44 гг. до нашей эры) —  политик, полководец, прекрасный оратор, писатель-историк, описавший в прозе собственные походы в завоевании Галлии. В 68 году был назначен квестором Рима. Родственники его тётки происходили от рода великих Юлиев. Их прародителем считался Юл, сын Энéя, внук богини Венеры. Цезарь, как эдил с 65 по 64 год, был, несомненно, причастен к заговору Катилины. Избран на должность консула в 59 году как противник Цицерона. Член Первого триумвирата с 59 года по 48. Первый в истории самодержец вне законов и конституции Римской республики с 48 по 44 год, убитый заговорщиками во главе с его приёмным сыном Брýтом. (23, 24, 34, 35)

Гéлиос — бог солнца по древнегреческой мифологии, мудрый отец Фаэтóнта. (32, 40)

Геóргики — вторая эпическая поэма короля латинских поэтов — Пýблия Вергилия Марóна, созданная им с 37го по 30ый год до новой эры как зеркало нестабильности его эпохи. Баталия Антония с Октавианом ставила Римскую республику перед лицом гражданской войны с анархией. Тогда поэтом была закончена в 36ом году первая книга эпоса, состоящего из четырёх книг: «Работа землепашца», «Деревья и вина»,  «Живность»  и  «Пчёлы»  об  идеализированной

 

 

Вергилием сказочной сельской жизни. Дебют первой части — живой бог — Октавиан. Известно, что конец третьей книги приходится на 31 год — победу Октавиана в Акциуме. В 30ом году при триумфальном возвращении победившего Октавия из Египта датируется завершение произведения, и в течение четырёх дней Октавиану вместе с Афелией Публий Вергилий Марон читает всю поэму от начала до конца. (34)

Гéрман Парúжский — глава парижского клира середины VI века. Принц по происхождению, один из почитателей поэтических дарований Венáция Фортунáта. Можно сказать, первый его спонсор вместе с Бодегизилом, которым он посвятил несколько стихотворений. (57)

Гермéс — Меркурий по-латыни, сын Юпитера (Зевса) и Мáйи, считается крылатым вестником богов, также проводником душ усопших, покровитель гимнастики, торговли и красноречия, изобретатель лиры. Здесь, как персонаж пьесы Эсхила «Огонь Прометея» или «Прометей прикованный», он издевается над Прометéем, не осознающим своих поступков. (53)

Герофúл — Лжемарий, по происхождению грек. Он именовал себя внуком Мария, подбивая чернь Рима к гражданской войне отомстить за убийство Цéзаря. Это движение черни в защиту греческого культа самодержавия заставило республиканцев: Марка Брýта, Кáссия Лóнга, Цицерóна и многих других тогда покинуть Рим, а Антония и других цезарианцев, но ещё сторонников демократи­чес­кого подхода к власти с «Первым среди равных» — прийти к сотрудничеству с тогдашними сенаторами. Антóний арестовал Лжемáрия и без суда казнил. (35)

Геспéрия — Запад, у греков — Италия, у римлян — Испания, Западная Африка. (59, 60)

Гефéст — персонаж из пьесы Эсхила «Прометéй прикованный», кузнец Олимпа Зевса, друг Прометея, который здесь по приказу громовержца приковывает, за подаренный людям огонь, несчастного Прометея к скале. (53)

Горáций, Квинт Гораций Флакк  (65-8 гг. до н.э.) — латинский поэт золотого века, он — бессмертный лирик двух последних тысячелетий, автор на классической латыни филологического трактата «О поэтике и поэзии», сатир, эпóд, од, также песен. Взгляды Горация берутся за основу в развитии поэзии всех народов Европы. Его отец, освобождённый раб, талантливому сыну даёт прекрасное гумантитарное образование, с 54 года сначала в Риме, а с 43 года в Афинах, в кругу аристокрáтии. Квинт Гораций Флакк с 45 по 41 год — военный трибун демократии Брýта при Филиппах. После морального падения и разочарования в идеалах республики, попадая под амнистию, в страхе возвращается в Рим. Квинт Гораций с 41 года, с подрезанными крыльями, работает писарем в столице. С 39 года до нашей эры, благодаря дружбе с Меценáтом, знакомится с Вáрием, после лично с Вергилием. С 19 года, когда Вергилий покидает мир, становится первым среди живущих поэтов. Хорошо знавшего греческий язык и писавшего на нём, для Горация идеалы — такие поэты Греции, как Архилóх, Лик, Алкéй и многие другие. (21, 22, 23, 24, 29, 37, 38, 77, 88, 88)

 

Intànto vòce fu per me udìta:

«Onoràte l' altìssimo poèta!

l' òmbra sùa tòrna, ch' èra disparìta».

 

Pòi che la vòce fu restàta e quèta,

vìdi quàttro grand' òmbre a nòi venìre:

sembiànza avèan né trìsta né lièta.

 

 

 

 

Lo buòn maèstro cominciò a dìre.

«Mìra colùi con quèlla spàda in màno,

che vièn dinànzi ài tre sì còme sìre.

 

Quèlli è Omèro poèta sovràno;

l' àltro è Oràzio satìro che vène;

Ovìdeo è il tèrzo, e l' ùltimo Lucàno.»

 

(Dàlla DIVìNA COMMEDIA

di DànteAlighièri, INFÈRNO, IV /quàrto/Cànto)

 

Меж тем, как голос душ был мной услышан:

 «Честь величью поэта на диво!

 Тень, уйдя, вернулась, мёртвым он возвышен».

 

После тот голос замолчал горделиво,

 зрил четыре я тени, что нам предстали,

 похоже, не радостно и не тоскливо.

 

Вот благой маэстро мне сказал в начале:

 «Видишь того, с мечом в руке, с царя станом,

 трое лавром его короновали.

 

Это сам Гомер, в слепце — поэт над Приáмом;       

а другой Гораций, с сатирой пришедший,

Овидий с ним рядом третий, последний был Лукáном.»

 

 (Из БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ 

Данте Алигьери, АД, IV /четвёртая/ Песня)   

                          

(Поэтический перевод со староитальянского А. Кирияцкого)

 

Григóрий Первый Великий — писатель-агиóграф, римский папа с 590 по 604 год, сторонник теории Бенедикта из Нурсии, основателя аббатства «Монтекассино» 8 апреля 529 года: о бессмысленности мирских знаний в угоду знаниям Библии. Для этого миропонимания кассиодорова доктрина об их мирном сосуществовании — язычества и христианства — оказалась абсолютно не­приемлемой. Григорий Первый был ознакомлен с наследием античности, как наиобразован­ней­ший человек своей эпохи. За неприятием прошлого народа Рима — возвеличивает нового героя, вызванного к жизни необычайным развитием в эти столетия социальных потрясений и народных бедствий. Он родился в 540 году в патрицианской семье Анициев. В возрасте 30 лет Григорий назначается императором Юстином Вторым на должность префекта Рима. Шесть лет Григорий про­водит в Константинополе как папский апокрипсиáрий, где изучил греческий, но стал против­ником византийско-эллинистического начала. Его фантастически красочные описания жизни святых, такие, как «Гомилии на книгу Иезекиля» (593 г.), «Моралия в Иóве» (597 г.), «Книга — правила пастыря» и прочие являются несомненным богатством всемирной агиографической литературы раннего средневековья. (69)

Дáнте Алигьéри (1265 — 1321 гг.). «В мировой поэзии Данте — никем не превзойдённый поэт. Пушкин писал: «Есть высшая смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью...»» (Голенищев-Кутузов, «Божественная комедия», стр. 468, перевод Лозинского). Данте родился во Флоренции в дворянской семье. Начал свою литературную жизнь поэтом-лириком, описывая óтроческие чувства любви к Беатриче Портинари в своей первой книге, написанной в прозе с поэтическими вставками, названной им «Новая жизнь» с 1291 по 1292 год, которую он создал в традициях «нового сладкого стиля». Данте, как республиканец, принимал активное участие в политических событиях родного города. Как член коллегии   шести   преоров,   после   поражения   демократической   партии  «Белых   гвéльфов»,

 

оказывается изгнанным из родного крáя в 1302 году, и оставшуюся жизнь Данте провёл на чужбине. Его перу принадлежат три трактата: «Пир» — энциклопедия знаний, современных поэту, «О монархии» — о его взглядах на политику, «О родной речи» — первая в истории филологии научная книга по ромáнскому языкознанию, где ярко выражена мысль о необходимости создания единого национального итальянского языка. Самое грандиозное произведение Данте — «Божественная комедия», где синтез средневековой культуры и новых осознаний жизни, открывших эпоху Возрождения через трилогию: «Ад», «Чистилище» и «Рай». (64, 65, 74, 89, 132, 133)

 

«S'ìo ti fiammèggio nel càldo d' amòre

di la dal mòdo che 'n tèrra si vède,

sì che de li òcchi tuòi vìnco il valòre,

 

nòn ti maraviglàr; che ciò procède

da perfètto vedèr, che, còme apprènde,

così nel bène apprèso mòve il piède.

 

ìo vèggio ben si còme già risplènde

nè l' intellètto tùo l' etèrna lùce,

che, vìsta, sòla sèmpre amòr accènde

 

e s' àltra còsa vòstro amòr sedùce,

non é se non di quella alcun vestigio

mal conosciùto, che quìdi tralùce.

 

Tu vuò' sapèr se con àltro servìgio,

per mànco vóto, si può rendèr tànto,

che l' ànima sicùri di letìgio».

 

Sì cominciò Beatrìce quèsto cànto;

e sì com' uòm che sùo parlàr non spèzza,

continuò così 'l procèsso sànto:

 

«Lo maggiòr don che Dìo per sùa larghèzza

fèsse creàndo, ed a la sùa bontàte

più conformàto e quel che più aprèzza,

 

fu de la voluntà la libertàte;

di che le creatùre intelligènti,

e tùtte e sòle, fùro e son dotàte...»

 

(Dàlla DIVìNA COMMEDIA

di Dànte Alighièri, PARADìSO, V /quìnto/ Cànto)

 

«Я зажгусь тобой для любви в путь по Раю,

ибо вне тела, что на земле зримо,

я глаз твоих ценность всякую предвосхищаю

 

не тебя удивлять, сколь постижимо

зрить всецелым Бога, он воспламеняет,

с таким красивым призывом плоть движет мимо.